четверг, 1 августа 2013 г.

Учим буквы. Наш опыт

В каком возрасте начинать учить буквы вмсете с ребенком? Этот вопрос уже давно возник у меня в голове. Но долгое время я не придавала ему никакого значения. Время придет -научимся. как-то так. В голове еще живы воспоминания о том, как папа учил меня читать. буквы я, наверное, тогда уже знала, не помню. Мне было 4 года. Он писал на листочке простые слова и заставлял меня чиатать, наверное, я не все понимала, потому как плакала и не хотела все эти закорючки читать. Благо, потом  это не отбило любви к книгам и чтению.
Сейчас Лизе 4,5 года, я в отпуске, почему бы не использовать это время для того, чтобы изучить буквы. Тем более некоторые Лиза уже знает, и очень любит переписывать написанные мною слова самостоятельно.

Начать знакомство с букв я решила с учебника Жуковой "Букварь".
У нас, кстати, есть и первая книга "Я говорю правильно", которая Лизе очень нравилась. Мы все задания из нее выполняли, да и просто от самой книги дочь было не оторвать.
книги для детей


Итак, взяли мы "Букварь" Жуквовой и принялись за дело. Выучили букву А. Закрепили, поискали ее в других книжках, нашли слова на букву А. На следующий день беремся за О. Причем у Жуковой есть такая табличка, где буквы надо читать:
 А О А О о а  и т.д.
Каково же было мое удивление. Лиза не помнила букву А. Мы повторяли ее снова и снова, и каждый раз она говорила, напомни мне, мамочка. Такая же история продолжалась с О и У.
Плюс я заметила, что Лизе сложно вопринимать информацию просто из книги, т.е она может послушать скузку и воспроизвести ее в мельчайших подробностях, выполнить по ней задания, а вот заниматься по книге- учебнику ей сложно. Тем более в данном лучае книга являлась основным источником информации, не было игр и заданий.
В другой книге мы нашли задание: На страничках с определенной буквой были нарисованы картинки, из которых надо было выбрать слова, начинающие на эту букву. Опять же называла я, а Лиза только повторяла за мной. Первую букву она не слышала.Я спрашивала, на какую букву начинается слово Аист. Она говорила любую другую или просто отвечала "не знаю".

книга с картинками


В итоге  наши занятия стали выводить из себя нас обеих. Я отступила. Решила сделать по-другому. Мы вместе с Лизой вырезали кружочки красного цвета для гласных букв. потом нашли в старых журналах буквы, вырезали их и наклеяли на кружочки. А дальше обратились к любимой Лизкиной теме украшений - стали нанизывать бусы-буквы. Я говорю букву - дочь нанизывает.  Из этого, впрочем, тоже ничего не вышло. Через минуту занятий с буквами Лиза говорила, что она устала и это ей делать не хочется.

буквы бусинки
 Или можно нанизывать простые слова, например: Ау, Уа:

нанизываем слова
Здесь уже я решила сделать более дительный стоп.О наших играх после этого стопа расскажу чуточку позже..

9 комментариев:

Ирина Птушка комментирует...

Мой старший сынок в два с половиной года знал почти все буквы алфавита. Учили все в игровой форме, искали буковки на улице в окружающих предметах, на вывесках магазинов и т.д. (Кстати, учили звуки! Например, б, в, г, а не бэ, вэ, гэ. Знаю из своего опыта работы в школе как тяжело научить читать деток, которых до этого "неправильно" учили.)
Для сына я сделала целый комплект кубиков Зайцева, играя, он научился различать слоги, умел к 3 годам прочитывать некоторые из них. Но читать слова не получалось. Параллельно, конечно, мы не забывали про математику. И однажды я просто поняла, что мой сынок - без ума от математики. Его логическому мышлению можно позавидовать. Поэтому наши занятия чтением мы, можно сказать, забросили. Хорошо читать он стал, только когда пошел в школу. И книги очень любит теперь читать.
А вот дочка, наоборот, после непродолжительных игр с кубиками. расспросов, типа "А это какая буква?" "А это слово как читать?" научилась бегло читать в 5 лет. Поэтому мое мнение, что всему свое время. У каждого ребенка все индивидуально. Конечно, теперь в современную школу, считается, надо идти умея читать и считать. Но ведь это необязательно. Как учителю мне бы, например, было бы гораздо легче работать с теми детьми, у которые развита в первую очередь, речь, мелкая моторика, которые умеют правильно пользоваться ножницами,и, конечно знакомы с красками и пластилином. Вот, к примеру, как Ваша Лизонька)))

татьяна темралеева комментирует...

Ух, наконец-то добралась до компьютера. спасибо за комментарий, Ирина.мы тоже учим звуки пока, не буквы, чтобы потом не хотелось читать мэамэа.Сейчас Лиза начинает немного соображать и называть мне первую букву на слух. но у нее часто получается так, папа начинается с буквы ПА, телевизор с буквы ТЕ.Поэтому я пока материалы собираю,но буквами ее не загружаю, так просто где-о обращаю на них внимание. Лиза, кстати, тоже математику больше любит. Ей счет как-то ближе пока.

Лада комментирует...

Мы тоже учим буквы (1,9) только по своему, так как еще маленькие. Дети очень не усидчивые и устают быстро от занятий)))

Мария комментирует...

Татьяна, а я давно купили букварб Жуковой, так как его очень хвалили, но пока не доходят руки до него и мне не очень нравятся обозначения слов и разбивка по слогам, Дашке тоже это не понятно, все думаю, как его преподнести, чтобы книга не пропадала

Мария комментирует...

Ой, я ошиблась. у нас не букварь. а читаем после Азбуки

Ольга комментирует...

Моей внучке 4,5 года Буквы она почти все знает, тоже придумываем слова на какую нибудь букву. Но пока еще не складывали буквы в слоги.

татьяна темралеева комментирует...

Лада, так это правильно, учить буквы по-своему. Каждый ребенок индивидуален, кому-то нравится одно, кому-то - другое.
Мария, так Дашка у вас же читает уже.? А мы только две книги купили Я говорю правильно и Букварь. Остальные так и остались в магазине.))
Ольга, мы в слоги тоже не складываем, у нее это дело не пошло, я и не настаиваю. Всему свое время, все-таки)))

Tany комментирует...

Подскажите пожалуйста - что это за книга - разворот с буквами Ё и Ж ?
Такая красочная, тоже такую хочу себе)

татьяна темралеева комментирует...

Это Большая энциклопедия дошкольника издательство РООССА. Мы ее очень давно покупали.