пятница, 22 ноября 2013 г.

Тематическое занятие -Время

Все началось с того, что у Лизы в рабочей тетради из детского сада было написано - Поговорить о понятиях сутки, вчера, сегодня, завтра.
По дороге из сада домой я объясняла Лизе эти понятие, но дочка постоянно путала понятие вчера-завтра. Рассказывая о чем-то, она могла говорить: "Завтра я была у бабушки" или "Вчера я пойду на танцы".
Дома мы вязли игрушечные часы и стали разбираться, что такое сутки. Сутки начинаются с цифры 12 (две стрелки на 12) и эти две стрелки и тонкая и толстая проходят два круга по часам. Сутки -это день и ночь. А точнее полночи, день и полночи.
о понятии суток детям



Когда мы говорим "сегодня мы говорим о дне, который сейчас есть.
Когда мы говорим "вчера"  мы имеем в виду день, который прошел.
Когда мы говорим "Завтра", мы говорим о дне , который еще будет.
Чтобы лучше запомнить, я предложила  Лизе поиграть в такую игру. На пол мы положили коробку, которая обозначает "сегодня", шаг назад от коробки - "вчера", шаг вперед - "завтра. Я называла понятия, а Лиза шагала.
сегодня

 о понятии суток детям

о понятии суток детям

Потом мы стали говорить о части суток, которая называется -день. День, это когда светит солнце, так ответила Лиза. Ночь - это время, когда на улице становится темно, так как солнце прячется.
День мы разделили на утро, обед и вечер.
Для этого нарисовали самую простую картинку, на ней стрелочками показали траекторию пути солнца. Когда солнце восходит - начинается день-наступает утро. Солнце в самом верху - обед, полдень, солнце заходит, спускается - вечер.
о понятии суток детям

о понятии суток детям

Я написала Лизе на стикерах эти понятия и попросила построить из них логический ряд.Сначала на листочке, т.е с подсказкой, потом самостоятельно.
о понятии суток детям

о понятии суток детям

Дальше мы поговорили о том, что человек может делать утром (просыпается, завтракает, умывается,собирается в детский сад, в обед (обедать, работать, отдыхать), и вечером (ужинать, готовиться ко сну).

Затем мы посмотрели репродукции картин разных художников  в интернете, на которых нарисованы утро, день или вечер, а может быть ночь.  Сегодня, кстати, к нам пришла книга Рассказы о художниках, там мы тоже поискали картины с утренними, вечерними и даже ночными пейзажами. А разглядывая некоторых, поразмышляли, какое время суток происходит то или иное действие на картине. Помогли нам в этом чудесные книги "Рассказы о художниках" и "Рассказы о картинах"
о понятии суток детям

о понятии суток детям

Дальше решили порисовать музыку. Да именно так. Слушали произведения классиков, а дальше я предлагала Лизе нарисовать картину, нарисовать те образы, которые представились, когда она слушала музыку. Рисовали вместе Сначала утро, а потом ночь, вечер
о понятии суток детям

о понятии суток детям

о понятии суток детям

И так медленно, но верно мы перешли к самим часам. Рассмотрели их внимательно. Повторили все цифры от 1 до 12.
Потом мы решили немного разобраться в истории часов.Древние  для определения времени использовали солнечные часы. Циферблат часов рисовали на открытом месте, где солнце светило ярко, ведь стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Циферблат мы нарисовали на бумаге, вместо стержня -ручка, ну а солнечный день заменила лампа.
о понятии суток детям
 Дальше Лиза делала сама, ей очень понравилось быть солнцем))
о понятии суток детям
о понятии суток детям

Также в древности пользовались и песочными часами. У нас есть такие часы в настольной игре "Активити". Мы положили рядом обычные современные часы и посмотрели, сколько времени необходимо, чтобы все песчинки переместились в нижний сосуд. В наших часах - 55 секунд
о понятии суток детям

Дальше мы рассмотрели современные часы. У них три стрелки- часовая, минутная и секундная. Часовую стрелку мы назвали главной и толстой, чтобы понятнее было. Так как она самая толстая, то и ходить по циферблату ей тяжело, она передвигается очень медленно. И ходит она от 1 до 12. Мы пошагали, как Главная стрелка и посчитали до 12. 
 Помогает ей стрелка высокая и стройная -минутная. Ходит она немного быстрее, а иногда даже перепрыгивает через пять. Здесь мы потренировали счет через 5 и попрыгали.
Самая худая и быстрая стрелка - секундная. Она бегает по кругу очень быстро.
Дальше учились выставлять время на часах. Чтобы Лизке было проще на стикерах я нарисовала минуты и наклеила их на часы.
о понятии суток детям

о понятии суток детям
Потом мы взяли дополнительные карточки , Лиза смотрела выставленное время на них и выставляла его на часах.
о понятии суток детям

Вот так играя, к нам подкрался вечер. Пора бы и отдохнуть. Но к теме этой мы еще обязательно вернемся.
А пока с нашим занятием поучаствуем в конкурсе школы "Учимся играя"
Спонсоры конкурса:www.schoolearlystudy.ru  ,  www.mosigra.ru  , www.gu-ga.rurech.spb.ru

4 комментария:

Екатерина комментирует...

Это вы здорово придумали - минуты на стикерах приклеить к часам! Я помню, сама в детстве долго путалась в минутах, а так легче запомнить.

татьяна темралеева комментирует...

Спасибо, Екатерина!Я поэтому и не вводила 24-часовой формат, чтобы сначала хоть это запомнила)

Мария комментирует...

Татьяна, спасибо большое за участие в конкурсе! Очень понравилась игра с коробкой и шагами :) А книжки с картинками суперские, мы их очень любим!

татьяна темралеева комментирует...

Спасибо вам за конкурс!а после этой игры Лиза сказала:"Теперь я разбираюсь в словах")))))