вторник, 5 августа 2014 г.

Книги для родителей. Как вырастить оптимиста

У нас сейчас дикая жара. Поэтому если мы все наши занятия и игры проходят, если проходят,  укороченном режиме. Зато поздно вечером, когда мои домашние уже спят, у меня появилось немного времени для чтения.
Сегодня хочу рассказать вам еще об одной новинке для продвинутых родителей от Издательства "Манн, Иванов и Фербер"- книга Мартина Селигмана "Ребенок-оптимист".
Книга представляет собой программу формирования характера ребенка.Оказывается, оптимистами не рождаются...Даже, правильнее будет сказать, даже если вы закоренелый пессимист, то это не беда. Теперь вы можете стать оптимистом.
Книга пришла мне в посылке от Издательства вместе с книгой "Ваш ребенок может все".Тоже очень полезной и интересной, но , я бы сказала, более тяжелой что ли.
Первые три главы ТЕОРЕТИЧЕСКОГО материала  я прочитала,  в прямом смысле слова, на одном дыхании. Подача информации очень удобна. На простых понятных и между тем очень показательны примерах автор показывает почему детям нужен оптимизм.
Кстати, с помощью тестов, предложенных в книге, можно узнать,оптимист или пессимист ваш ребенок. . А дальше даются рекомендации, как воспитать в детях оптимизм и уверенность в себе. Стоит отметить, что автор предлагает в первую очередь все упражнения, тесты и задания выполнить и отшлифовать родителям, а потом уже объяснять детям. Почему это важно? Селигман утверждает, что то, как человек объясняет происходящие в его жизни события, как трактует причины этих событий (стиль объяснения) является основой пессимизма или оптимизма.Этот стиль формируется в детстве, и если его не изменять, остается на всю жизнь. Влиять на него в ту или иную сторону могут родители, учителя, воспитатели. В своей речи я сразу отменила  фразы типо "ты постоянно меня не слушаешься", "вот так всегда", "кто бы сомневался, что будет по-другому" и т.д. Их я заменяю на фразы "Сегодня ты  плохо себя вела", "На занятиях с буквами сегодня ты была невнимательна" и др.
Когда я говорю о неудачах я указываю, что причина этих неудач временна, изменить ее, при желании, можно в любой момент. В ответ на это у Лизы стало заметно меньше проскальзывать фраза "У меня не получиться".Еще очень важный для меня момент: Селигман предлагает различные способы объяснения ребенку важных навыков в процессе формирования характера. Взрослый может прочитать рецепт упражнения и выполнить, а вот ребенка важно заинтересовать, увлечь, заинтриговать. В книге кроме обычных рекомендаций ( скажите то-то и то-то), есть комиксы, которые можно рассматривать, раскрашивать, обсуждать, допридумывать. Есть упражнения, в которых надо составлять логические цепочки и др.
Как же все-таки воспитать ребенка-оптимиста?
В книге даются прямые и очень подробные рекомендации.
1. Фиксация и оценка мыслей.
2. Все пессимистические мысли подвергать сомнению, искать доказательства или опровержения.
3. Избавляться от пессимистических мыслей и представлений. Вот здесь мне вспомнилась одна техника, не помню, к какой системе она относиться и кто ее придумал. О ней я узнала на одном из психологических тренингов, которые посещала лет 10 назад. Вот в чем ее суть: Если вам кажется, что все плохое уже случилось, что хуже некуда и т.д.Начните задавать себе вопрос "И что дальше?". Этот вопрос можно задавать и задавать себе столько раз, пока вы не почувствуете, что отпустило, что хочется смеяться, потому что , как было написано на кольце мудрого Соломона "Все пройдет".
Последняя глава книги посвящена формированию оптимизма у младенцев,малышей, дошколят. Хотя автор сразу предупреждает, что рекомендации данной главы не опираются  на какие бы то не было исследования, здесь рассуждения очень схематичны, порой просто подкрепленные словами "Моя жена делала так". Вот три основных совета от Селигмана:
Чувство контроля над ситуацией ( когда ребенок чувствует , что он может контролировать ситуацию, он чувствует себя более уверенно). Родители могут укрепить чувство контроля у детей , знакомя их  с миром, постепенно  расширять пространство для изучения, предоставляйте ребенку выбор, но достаточно простой, чтобы не перегружать внимание, не сковывайте его движения ( даже памперсы советуют одевать стоя, т.к. в таком положении ребенок не чувствует себя беспомощным) ит.д.
Позитивный настрой. Тут думаю, все понятно без слов. У родителя пессимиста чаще  и дети вырастают пессимистами и наоборот. Обязательно хвалите ребенка ( Хвалите за результат, а не для того, чтобы улучшить его настроение) Кстати, как правильно хвалить можно почитать в книге Дуэк "Гибкое сознание".Наказывать, кстати, детей тоже надо. Здесь важно, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают. Критикуйте не характер, а именно поступок.
Оптимистичный стиль объяснения.  Ребенок  возрасте до 8 лет не может анализировать свои мысли. Он чаще просто копирует стиль объяснения родителей. Поэтому оказывайте ребенку свой положительный оптимистический пример.
Надеюсь, эта книга заинтересует вас и найдет свое место на вашей книжной полке. Приятного чтения!
Книга в Лабиринте



5 комментариев:

Ладан Елена комментирует...

Татьяна, спасибо за такой подробный анализ книги! Оптимизм это очень нужная черта , помогающая в самых тяжёлых жизненных ситуациях. Книгу взяла на заметку.

Анна Игнатеня комментирует...

Мне срочно нужна эта книга! Спасибо за обзор! У меня доча растет жутким пессимистом, я уже устала бороться))) Теперь я знаю, где искать ответы на свои вопросы!

Ирина Снаткина комментирует...

Спасибо за обзор! Вношу в свой список для чтения! А сейчас как раз начала читать "Мой ребенок может всё".

Вера комментирует...

Большое СПАСИБО за обзор,как раз заказала эту книгу! Теперь в предвкушении! :)

Лада Евсеева комментирует...

"Критикуйте не характер, а именно поступок." Согласна, у нас в семье распространена формулировка: "Ты хороший, только сделал плохо" - она сопровождает какой-то поступок, неприятный для окружающих.