воскресенье, 19 апреля 2015 г.

Детям о войне. Тематическая неделя

Доброе время суток, дорогие гости и читатели!
Мы начали с Лизой изучать  очень сложную для детей тему- тему Великой Отечественной войны. Меня долго мучил вопрос, что рассказывать, как рассказывать и когда рассказывать. Но в нашем случае, рассказ начался уже давно. Моя бабушка родилась в самом начале войны, и иногда она рассказывает Лизе какие-то истории из своего детства. Когда мы изучали город Жодино, мы познакомились с памятными знаками, посвященными войне в нашем городе. Также познакомились с героем СССР -Петром Куприяновым, мы ездили на площадь Победы в г. Минск и этот список моно продолжать.
Мы начали знакомство с темой войны с беседы. Вначале вспомнили о том, что когда-то давно Лизка интересовалась этой темой, тогда я объясняла ей на простых примерах. О том , что было два государства, как будто два человека , которые жили неподалеку. У каждого из них был свой двор, свой гараж, своя баня, огород и т.д. Но однажды сосед, которого звали Гитлер захотел увеличить свой огород и свое хозяйство и забрал их у своих соседей. А потом так это ему понравилось, что решил он отобрать  все и у соседа Сталина. Приготовил оружие, так как знал, что Сталин не захочет с ним делиться. Но у последнего было много помощников, они все стали на защиту своей земли.
Может быть это и примитивно, но  на тот момент ей было все понятно и доступно. Сейчас мы вспомнили эту историю, поговорили о том, что "Хозяйство" Гитлера называлось - страна Германия, а Сталина - Советский Союз.
Поговорили о том, почему война называется Великой (великий- огромный, большой, громадный) и Отечественной (люди сражались за свое отечество, свою землю). Почитали стихотворения о войне:
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
(А. Барто)


Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...
(К. Симонов)

 Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)
И на белорусском языке. Стихотворение Р. Барадулина "Бацьку"
Не выйшаў ты і ў гэты раз
Мяне спаткаць, паднесці рэчы...
Ля весніц, толькі зноў твой вяз
Крануў галінкамі за плечы.
Ты мне не падасі рукі,
Глядзіш удаль з-пад шкла партрэта.
Ці бачыш, вырас сын які?
Скажы хоць слова для прывета.
А я... чакаў з усіх дарог
Цябе ў сорак чацвёртым... летам
Калоны ні адной не мог
Я прапусціць з ахапкам кветак.
Хацелася пачуць: "Сынок..."
Ускрыкнуць радаснае: "Тата!"
Бацькоўскім быў мне кожны крок…
Усё ішлі, ішлі салдаты...
Каторы раз сыходзіў снег...
Дамоў вярнуліся суседзі.
Я кожнаму насустрач бег
І чуў кароткае: "Прыедзе..."
Калі ў крыўдзе мне сябры
Гразіліся бацькамі,
Тады хацелася наўзрыд
Заплакаць шчырымі слязамі.
Не плакаў я - усім на злосць.
Бо ў хаце быў адзін - мужчына.
Не йшоў ты...
Маці маладосць
Глыбей заворвалі маршчыны.
І зараз еду я здалёк,
Чакаю ўсё - зайду, а маці
Мне кажа: "Пазнаеш, сынок?
Вось наша ўся сямейка ў хаце..."
Паверыць цяжка мне таму,
Што больш не прыйдзеш ты дадому.
А шапку я заўжды здыму
Перад магілай невядомай.
Читать полностью:  http://sledvainy.ru/batsku
Источник здесь
Все эти стихотворения мы читали не сразу, сразу много читать детям их нельзя. Тем более и стихотворения недетские.

Дальше слушали песни, тоже немного. Сегодня только "Священная война" и "Огонек".
Почитали энциклопедию, где кратко рассказывается о начале войны. Там перечислены факты больше для школьников, но есть иллюстрации некоторые, а также интересные факты.
Послушали запись объявления о начале войны.Нашли ее на этом сайте .
Нашла еще вот такой рассказ в стихах о войне. Нашла его в комментариях, в них не указан сайт-источник:

                                              Как начиналась война
Широка, чудесно изукрашена – земля привольная наша. Нет во всём белом свете страны милее и краше.
Реки – широкие.
Озёра – глубокие.
Горы – высокие.
Дали – далёкие…
Богатства несметные. Деревушки – родные. Церквушки – заветные.
Трудолюбивый, открытый народ – свободно, красиво и мирно живёт. Ни перед кем не кланяется, на чужое не зарится. Кругом кипит стройка, мчится, летит вперёд, русская птица-тройка.
Такое не всем по-нраву, решили враги-фашисты покорить нашу державу. Что значит покорить? Кто сопротивляется – убить. Остальных в рабов превратить. А землю себе захватить. Начать войну и уничтожить страну… Святую Русь полонить. Растоптать, задушить, казнить!
Главный фашист – Гитлер, придумал адский план, назвал «Барбаросса». Решил советских людей из истории вычеркнуть, с планеты сбросить.
Чёрные заводы днём и ночью делают чёрные танки, – много их очень.
Чёрные заводы днём и ночью выпускают чёрные самолёты, – много их очень.
Чёрные верфи днём и ночью спускают со стапелей чёрные корабли, – много их очень.
А Гитлер белой краской рисует фашистские кресты, они как страшные каракатицы. Видит Гитлер во сне, как чёрные танки с крестами белыми по Красной площади катятся.
Накопив несметные силы, Гитлер решил, «пора». Фашистская Германия перешла границу СССР, 22 июня, 1941 года, ровно в четыре утра.
 Дальше можно прочитать в нашей группе В контакте

Начали читать рассказы  Алексеева По одному в день не больше.
книги о войне для детей

Рассматривали карточки, которые есть у нас в наличии
как рассказать детям о войне

Дальше немного творчества. Нарисовать войну я просить не стала. Но мы рассуждали, война -это хорошо или плохо? И какими бы красками Лиза могла ее нарисовать, какие оттенки использовать. Тут нам пригодился наш набор "100 цветов" от "Умницы". Такие цвета определили, сравнили , что общего у них всех, почитали их названия.
как рассказать детям о войне
Отправляю наше занятие в галерею 
И напоминаю, что все материалы, опубликованные в этом блоге , а также другие можно прочитать в группе АзбукаУМА
Мирного вам неба над головой.
Продолжение следует..



Отправить комментарий