воскресенье, 17 мая 2015 г.

Тематическое занятие Блокада Ленинграда. Детям о войне

Добрый день, уважаемые гости и читатели!
Детям о войне
Сегодня я хотела бы рассказать вам о продолжении наших занятий по изучению Великой Отечественной войны. Для того, чтобы Лизе проще было запоминать последовательность событий мы сделали Ленты времени, на которой отмечаем все прошедшие задания.

Наше занятия я строила, опираясь на книгу    Н. Ходза Дорога жизни. О ней я немножко рассказывала в обзоре.
Первый вопрос, который задала Лиза, когда услышала тему занятия: Ленинград - это от слова Ленин?
Дело в том, что когда мы изучали наш родной город Жодино, то проходили мимо памятника Ленин. И Лиза запомнила Ленина как человека, который прогнал царя.
Еще из наших рассказов она немало знает о Питере. Я сама очень люблю этот город, была там 4 раза, надеюсь, что не в последний раз. Поэтому наша беседа началась с того, что первоначально Ленинград назывался Петербургом. (Кстати, пока мы беседовали, подумала, что изучение этого города просто так в одну беседу не вложить, значит будем делать тематическое занятие и играть, но немного позже).

Детям о войне
Дома мы начали читать книгу "Дорога жизни". Прочитать ее за один день сложно и ненужно.
Текст автора - это беседа с маленьким читателям. Ничего объяснять не надо, вопросы придумывать не надо- все есть в книге.
Мы рассмотрели карту блокадного Ленинграда. Рассмотрели картинки книги.
Что такое блокада?
Мы все-таки решили сделать небольшую инсталляцию, если можно так сказать. Легогород получил название Ленинграда. В нем были жители, которые работали, веселились, учились. Но фашисты решили захватить город и окружили его, они бросали бомбы и разрушали строения, они стреляли - калечили людей.
Детям о войне

Детям о войне


Но жители не сдались. Многие мужчины ушли на фронт. В городе осталось много женщин,детей и стариков, которые решили пойти работать на заводы. Они  пекли хлеб, они делали оружие, чтобы было чем отбивать вражеские атаки.

Детям о войне
В городе заканчивалось продовольствие. Все пути на суше отрезаны врагом. Остался один путь- водный.Чтобы перевезти мешки с мукой, надо было постараться. Мешки с Большой Земли везли на пароходе до устья реки Волхов. Потом перекладывали на баржи. Баржи шли по Ладоге, которая была очень своенравна. В любой момент мог начаться шторм, а сверху - бомбежки врага. Когда баржи доплывали до Осиновца, там муку перекладывали в железнодорожные составы. Оттуда - везли в город. Мы решили проделать этот путь с игрушками. Варя была Ладожским озером. Она в любой момент могла забрать баржу, а могла дать ей проплыть. Я сверху бросала шарики-бомбы. Все это было для того, чтобы Лиза поняла, путь был очень тяжелым.
Детям о войне
Следующий этап- перевозка муки по городу. В связи с постоянными обстрелами в городе были перебои с электричеством,поэтому трамваи не ходили. И люди придумали выход - на рельсы поставили небольшой железнодорожный состав, в народе - кукушка.Так его прозвали из-за гудка, который он издает.
Лизкина задача - самой вырезать из бумаги и сделать паровоз-кукушку. Такой паровоз можно сделать из спичечных коробков или маленьких коробочек. Но у нас их подрукой не было. Поэтому такая простая поделка.Зато делала ее Лиза сама с начала и до конца.
Детям о войне
После творчества мы почитали о подвигах русских людей, некоторые из которые ценой своей жизни спасали муку, чтобы тысячи ленинградцев могли получить хлеб. Например, старшина Малофеевский, который принял огонь на себя во время бомбежки баржи с мукой немецкими самолетами.
Необычная разведка. Наступила глубокая осень, Ладога покрылась льдом, корабли по ней ходить больше не могут. Можно пустить  машины по льду, но как лучше проложить маршрут.? Надо проверить состояние льда. В разведку было отправлено несколько отрядов. Каждые 500 метров разведчики делали лунки и проверяли толщину льда, отмечали эти записи на карте. Так появилась карта зимней дороги через Ладогу. Здесь фото у нас нет.Может потом сделаем эту разведку еще раз и перефотографируем. В мисочке мы заморозили воду, но не до конца. Ключом для сборки мебели (икея) мы делали лунки. Ключ заменил нам бур. Потом в лунк вставляли палочки-зубочистки.Так отмечали ледовую дорогу.
Эту дорогу назвали Дорогой жизни.
Читали о первой блокадной зиме. В книге страницы с текстом об этом периоде черные...
Замаскированный склад. Вся страна спешила помочь Ленинграду. Но продовольствие, необходимые товары просто так не провезти. За 100 км. от города все поезда разгружали и делали склады в лесу, чтобы не заметил враг.Играли в прятки.
Волшебный котелок шофера Макова.Шофер не спал более двух суток.После того,как он приехал в Ленинград и привез муку,его тут же отправили назад на Большую Землю. Чтобы не уснуть до ледяной трассе Ладоги, Маков придумал такую хитрость:над ухом повесил котелок,в него насыпал гаек,которые всю дорогу бренчали и не давали заснуть.
Детям о войне
наш "котелок", бренчали и слушали
Операция Искра. Об операции читали и рассматривали карты книги.
В наших занятиях почетное место занял семейный альбом. Брат моего прадеда в начале войны служил в Ленинграде в войсках ПВО.Всю блокаду был в городе.После войны женился и остался жить в Ленинградской области.Умер в 1996 году. Всю жизнь мучился от желудка.Про блокаду никогда не рассказывал.Говорил: "Не могу"...
Детям о войне
Мой прадед в войну был мобилизован в 311 стрелковую дивизию. Дошел до Ленинграда,участвовал в боях за освобождение города. Был пулеметчиком. Во время освобождения города и погиб в 1943 г. Мы рассматривали донесение командира,в котором написано о смерти прадеда, извещение о смерти. Все эти документы хранятся в нашем семейном архивном альбоме.
Детям о войне

Детям о войне

Детям о войне
Все эти события и семейные и государственные
Детям о войне

18 января 1943 года  красная армия прорвала блокаду.Карта Дороги жизни. Лиза рисовала карту. Она очень простая. Опять же делала все сама, пока я Варьку спать укладывала.
Рассматривали репродукции
Н.Цыцин. Блокадный хлеб
Е.Корнеев. Блокада Ленинграда
А. Самсонов Дорога между жизнью и смертью





На этом пока все. О других занятиях можно прочитать здесь или здесь
Отправляю занятие в галерею,посвященную Великой Отечественной войне.
Отправить комментарий